
Отсутствие безусловных иллюзий в отношении ЕС у этих молодых украинцев объясняется во многом тем, что многие из них уже побывали в Европе, и имеют представление о ее достоинствах и недостатках. Кроме того, позиция Евросоюза во времена нынешнего украинского кризиса показалась многим еврооптимистам умеренной и эгоистической, и тем самым еврооптимизм сменяется на еврореализм - понимание того, что страна, отягощенная таким грузом социальных и экономических проблем, да еще и при постоянном давлении России, Европе вряд ли нужна в ближайшем будущем.
Потому строительство Европы в Украине станет приоритетными делом это разношерстной группы украинской молодежи, и она будет искать в политике выразителей своих интересов. И далеко не обязательно, что такой станет нынешняя украинская оппозиция, абсолютную "системность" и вовлеченность в коррупционные процессы эти люди прекрасно понимают. Так что они будут создавать свои политсилы - из среды самих себя, в том числе из числа умеренного крыла лидеров Майдана.
Столкновение поколений и столкновения внутри одного поколения - к сожалению, неизбежная расплата за 22 "сонных" года независимости Украины, за консервацию и развитие худших черт советского прошлого, умноженных на реалии криминальных 1990-х, и на равнодушие значительной части общества, которое только сейчас начало "просыпаться" - когда загорелись автобусы и шины на улице Грушевского. Наше общество, разбуженное активностью молодого поколения, уже не спит, но еще плохо соображает, мечась среди остатков сна о советском прошлом вперемешку с европейскими иллюзиями и ужасами существования в постимперских реалиях. Но выход нового поколения на сцену украинской и европейской (причем, даже общеевропейской) истории уже произошел. Это логично, и это прекрасно. Наконец-то Украине приходится определяться со своим существованием. Какой бы - пусть даже в усеченном виде - она не вышла из этого противостояния, ясно одно - наша страна никогда не будет прежней. После зимы 2013-2014 годов это невозможно.
"Догоняющая европеизация" должна в Украине дополниться безусловной модернизацией. И только с такой позиции мы можем и должны входить в союз европейских народов - как государство, действительно искренне боровшееся за свое будущее. Искреннее большей части Европы.
Историю делают молодые. И даже если происходящее сейчас - только начало некого большого и тяжелого процесса, то главное - начало, которое оказалось под силу только тем, кто не помнит всех ужасов и равно не знает всех радостей жизни в СССР. Поколения тех, кто пришел взять свое, и готов вырывать его из рук тех, кто хочет монополизировать определение этого будущего в своих убогих и опасных интересах.