hozar (hozar) wrote,
hozar
hozar

Category:

Так говорит Католическая церковь

Участие в социальной жизни

Власть

«Жизни общества недоставало бы порядка и плодотворности, если бы в нем не было людей, наделенных законной властью, которые обеспечивают защиту порядка и в достаточной степени способствуют достижению общего блага».

1897

«Властью» называется качество, в силу которого лица или учреждения издают законы и отдают распоряжения людям, ожидая с их стороны повиновения.

1898

Всякое человеческое сообщество нуждается во власти для управления им. Власть основана на человеческой природе. Она необходима для единства Государства. Его роль состоит в том, чтобы обеспечить, насколько это возможно, общественное благо.

1899

Власть, которой требует нравственный порядок, исходит от Бога: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим 13, 1-2).

Долг повиновения предписывает всем отдавать власти долженствующие ей почести и окружать уважением и, согласно заслугам их, благодарностью и доброжелательством лиц, на которых она возложена.

Перу Папы cв. Климента Римского принадлежит древнейшая молитва Церкви за политическую власть:

«Дай им, Господи, здоровье, мир, согласие и постоянство, чтобы они без препятствий осуществляли ту власть, которую Ты им вручил. Это Ты, Господи, Царь Небесный всех веков, даешь сынам человеческим славу, честь и власть над земным. Управляй, Господи, их волей в согласии с тем, что хорошо, что угодно очам Твоим, чтобы, пользуясь с благочестием, в мире и благости, той властью, которую Ты дал им, они обрели Твое благоволение».

1900

Если власть уважает порядок, установленный Богом, «определение политического строя и назначение правителей предоставляется свободной воле граждан».

Разнообразие политических режимов допустимо с моральной точки зрения, при условии, что они способствуют законному благу общества, их принимающего. Режимы, противоречащие по своей природе естественному закону, общественному порядку и фундаментальным правам личности, не в состоянии осуществлять общее благо для тех наций, которым они себя навязали.

1901

Власть не извлекает моральную легитимность из себя самой. Она не должна вести себя деспотически, но должна действовать ради общего блага как «нравственная сила, опирающаяся на свободу и сознание принятых обязанностей и тягот»:

«Человеческое законодательство приобретает характер закона только в той мере, в какой оно согласуется с праведным благоразумием, из чего следует, что оно черпает свою силу в Вечном Законе. В той мере, в какой оно отклоняется от благоразумия, следует объявить его несправедливым, ибо оно уже не отражает понятия закона, но становится скорее формой насилия».

1902

Пользование властью законно только в том случае, если оно направлено на достижение общего блага данной группы людей и если для этого применяются нравственно приемлемые средства. Если правители издают несправедливые законы или принимают меры, противоречащие моральному порядку, такие наставления не связывают совесть людей. «В подобном случае власть перестаёт быть таковой и вырождается в угнетение».

1903

«Предпочтительно, чтобы всякая власть уравновешивалась другими властями или сферами компетенции, которые удерживали бы её в справедливых границах. В этом принцип правового государства, в котором суверенитет принадлежит закону, а не самоуправной воле людей».

1904

Социальная справедливость

Общество гарантирует социальную справедливость, когда оно создаёт условия, позволяющие объединениям и отдельным лицам получать то, что им причитается согласно их природе и призванию. Социальная справедливость связана с общим благом и с осуществлением власти.

1928

Уважение к человеческой личности

Социальная справедливость может быть обретена лишь при уважении к трансцендентному достоинству человека. Личность представляет собой конечную цель общества, которое подчинено благу личности:

«Создателем нам были доверены защита и утверждение человеческого достоинства, должниками которого безусловно являются мужчины и женщины в любых обстоятельствах истории».

1929

Уважение к человеческой личности требует уважения к правам, вытекающим из её достоинства как творения Божия. Эти права предшествуют обществу и должны быть им признаны. Они лежат в основе нравственной легитимности любой власти: нарушая их или отказываясь признавать их в своём положительном законодательстве, общество подрывает свою собственную моральную легитимность. Если власть не уважает личность, она может только опираться на силу или насилие, чтобы добиться повиновения подданных. Церкви надлежит напоминать об этих правах людям доброй воли и отличать их от произвольных или ложных притязаний.

1930

Уважение к человеческой личности проявляется в уважении принципа: «Каждый без исключения обязан рассматривать ближнего как «другого самого себя», имея в виду прежде всего заботу о его жизни и о средствах, необходимых ему для того, чтобы жить достойно». Никакое законодательство само по себе не может заставить исчезнуть страхи, предубеждения, проявления гордыни и эгоизма, препятствующие установлению по-настоящему братских обществ. Только милосердие, видящее в каждом ближнего, брата, может положить конец такому образу действий.

1931

Долг рассматривать других как ближних и деятельно служить им становится тем более настоятельным, когда речь идёт об обездоленном, о нуждающемся.

«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40).

1932

Тот же долг распространяется и на тех, кто думает и действует иначе, чем мы. Учение Христа требует даже прощения обид. Оно расширяет заповедь любви – заповедь Нового Закона – вплоть до всех врагов. Освобождение в духе Евангелия несовместимо с ненавистью к врагу как личности, но не с ненавистью ко злу, которое он совершает в качестве врага.

1933

Равенство и различия между людьми

Люди созданы по образу единого Бога и наделены одинаковой разумной душой; у всех людей одна и та же природа и одно и то же происхождение. Они искуплены жертвой Христа и все призваны участвовать в том же божественном блаженстве: значит, все обладают равным достоинством.

1934

Равенство между людьми касается основным образом их личного достоинства и прав, из него вытекающих:

«Любая форма дискриминации, затрагивающая основные (…) права личности по признаку пола, расы, цвета кожи, социального положения, языка или религии, должна быть устранена как противоречащая Божию Замыслу».

1935

Появляясь на свет, человек не обладает всем, что необходимо для его жизненного развития, материального и духовного. Он нуждается в других людях. Возникают различия, вызванные возрастом, физическими способностями, нравственными и интеллектуальными возможностями, обменом с другими людьми, который каждый мог бы использовать, и распределением богатств. «Таланты» не распределяются одинаково.

1936

Эти различия принадлежат к Замыслу Бога, Который хочет, чтобы каждый получал от других то, что ему нужно, и чтобы те, кто располагает особыми «талантами», делились их благотворными плодами с теми, кто в них нуждается. Различия побуждают и часто заставляют людей быть великодушными, доброжелательными и делиться с другими; они побуждают также и культуры к взаимному обогащению.

«Я не даю добродетели каждому одинаково (…) Многие из них Я распределяю таким образом: это одному, то другому. (…) Этому – любовь, тому – справедливость; этому – смирение, тому – веру живую. (…) Что до мирских благ, до вещей, необходимых человеческой жизни, то их Я распределил с самым большим разнообразием, и не хотел Я, чтобы каждый обладал всем необходимым, чтобы люди могли таким образом, по необходимости, проявлять милосердие друг к другу (…) Я хотел, чтобы они нуждались друг в друге и служили Мне для распределения милостей и щедрот, от Меня полученных».

1937

Есть также порочные формы неравенства, от которых страдают миллионы мужчин и женщин. Они находятся в открытом противоречии с Евангелием.

«Равное достоинство личностей требует, чтобы достигнуты более человечные и справедливые условия жизни. Ибо слишком большое экономическое и социальное неравенство между членами или между народами единой человеческой семьи вызывает соблазн и противоречит социальной справедливости, достоинству человеческой личности, а также социальному и международному миру».

1938

Гражданские власти

Четвертая Заповедь Божия предписывает нам также почитать тех, кто ради нашего блага получил от Бога власть в обществе. Она проливает свет на обязанности тех, кто обладает властью, а равно и тех, для чьего блага она осуществляется.

2234

Обязанности гражданской власти

Те, кто обладают властью, должны расценивать её как служение. «Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою» (Мф 20, 26). Осуществление власти нравственно измеряется её божественным происхождением, разумной природой и специфическими целями, которые она себе ставит. Никто не имеет права приказывать или устанавливать то, что несовместимо с человеческим достоинством и естественным законом.

2235

Осуществление власти направлено на то, чтобы указать на истинную иерархию ценностей, с целью облегчить пользование свободой и ответственностью. Те, у кого в руках власть, должны с мудростью стоять на страже справедливости, принимая во внимание потребности и вклад каждого, с целью сохранять мир и согласие. Они должны следить за тем, чтобы устанавливаемые ими правила и даваемые ими распоряжения не вводили в искушение противопоставления личных интересов интересам общественным.

2236

Политические власти обязаны уважать основополагающие права человека. Они обязаны гуманно служить делу справедливости, соблюдая права каждого – в частности, права семьи и неимущих.

Политические права, связанные с гражданством, могут и должны даваться в согласии с требованиями общего блага. Они не могут быть временно упразднены политическими властями без законной и достаточно важной причины. Пользование политическими правами имеет целью способствовать общему благу нации и человеческого сообщества.

2237

Обязанности граждан

Те, кто подчинен власти, должны рассматривать своих начальников как представителей Бога, поставившего их распорядителями Своих даров: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа. (…) Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Петр 2, 13. 16). Лояльное сотрудничество даёт право, а иногда и обязывает граждан справедливо возражать против того, что представляется им вредным для человеческого достоинства или для общественного блага.

2238

Долг граждан – вместе с гражданскими властями вносить свой вклад в общественное благо, в духе правды, справедливости, солидарности и свободы. Любовь к родине и служение ей вытекают из долга благодарности и закона любви. Подчинение законным властям и служение общему благу требуют от граждан исполнения их функции в жизни политического сообщества.

2239

Подчинение властям и солидарная ответственность за общее благо требуют с моральной точки зрения уплаты налогов, пользования избирательными правами и обороны страны.

«Итак отдавайте всякому должное; кому подать, подать, кому оброк – оброк, кому страх – страх, кому честь – честь» (Рим 13, 7).
Христиане живут на своей собственной родине, но как проживающие там чужестранцы. Они исполняют все свои гражданские обязанности и несут свои тяготы, как чужестранцы. (…) Они подчиняются установленным законам, но образ жизни их главенствует над законами (…). Положение, которое Бог предназначил им, столь благородно, что им не дозволено оставить его.

Апостол увещевает нас молиться и возносить благодарение за царей и за всех тех, кто обладает властью: «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2, 2).

2240

Страны, пользующиеся благосостоянием, должны принимать у себя, насколько это возможно, иностранцев, ищущих безопасности и источников существования, которых они не могут иметь в своей собственной стране. Общественные власти должны следить за соблюдением естественного права, которое ставит пришельца под защиту принимающих его.

Политические власти могут ради общего блага, о котором они призваны заботиться, подчинить осуществление права на иммиграцию различным юридическим условиям, в частности, соблюдению иммигрантом уважения к стране, его принимающей. Иммигрант должен с благодарностью и уважением относиться к материальному и духовному достоянию принявшей его страны, подчиняться её законам и разделять её тяготы.

2241

Совесть обязывает гражданина не следовать предписаниям гражданских властей, если они противоречат нравственным законам, основополагающим правам человека и учению Евангелия. Отказ от повиновения гражданским властям, когда требования их противоречат совести, находит себе оправдание в различии между служением Богу и служением политическому обществу. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22, 21). «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5, 29).

«Там, где политическая власть, превышая свои права, угнетает граждан, эти последние не должны отказывать ей в том, что объективно требуется для общего блага, но пусть им дозволено будет защищать свои права, как и права их сограждан, против злоупотреблений властей в границах, определенных естественным и Евангельским Законом».

2242

Сопротивление угнетению со стороны политической власти не должно побуждать к применению оружия, кроме ситуации, при которой наличествуют вместе взятые следующие условия:
1 – в случае явного, постоянного и длительного нарушения фундаментальных прав человека;
2 – когда исчерпаны все иные возможности;
3 – если это не вызывает ещё худших беспорядков;
4 – если есть серьёзная надежда на успех;
5 – если невозможно разумно предусмотреть лучших решений.

2243

Политическое общество и Церковь

Любое учреждение зиждется – хотя бы и не объявляя этого – на определенном видении человека и его судьбы, из которого черпает свои критерии суждения, иерархию ценностей и линию поведения. В большей части человеческих сообществ учреждения создаются исходя из убеждения об определенном превосходстве человека над вещами. Только Религия, данная в Божественном Откровении, отчетливо признает в Боге, Творце и Искупителе, происхождение и назначение человека. Церковь предлагает политическим властям соотносить свои суждения и решения с откровением Истины о Боге и человеке:

«Общества, которые игнорируют это откровение или отказываются от него во имя своей независимости от Бога, вынуждены искать в самих себе или заимствовать у какой-либо идеологии вехи и цели; не соглашаясь признать объективные критерии добра и зла, они присваивают себе тоталитарную власть над человеком и его судьбой, откровенно или скрытым образом, как показывает нам история».

2244

Церковь, которая, исходя из своего предназначения и своей компетенции, никоим образом не может быть сведена к политическому сообществу, есть одновременно знамение и хранительница трансцендентного характера человеческой личности. «Церковь (…) уважает и развивает также и политическую свободу и гражданскую ответственность».

2245

В миссию Церкви входит «выносить своё нравственное суждение также и о вещах, относящихся к политическому порядку, когда того требуют основные права личности или спасение душ, применяя все и только те средства, которые соответствуют Евангелию и благу всех, сообразно различиям времени и обстоятельств».

2246

Tags: власть, общество, церковь
Subscribe

  • Будь готов!

    Дії населення в умовах надзвичайних ситуацій військового характеру Кросспостинг с ресурса, не находящегося под колпаком Лубянки:…

  • Алиева - в президенты!

    Кросспостинг с ресурса, не находящегося под колпаком Лубянки: http://hozar.dreamwidth.org/ Возможность комментировать открыта только…

  • Ихтамнет, хуйвамтут

    Кросспостинг с ресурса, не находящегося под колпаком Лубянки: http://hozar.dreamwidth.org/ Возможность комментировать открыта только там:…

Comments for this post were disabled by the author