hozar (hozar) wrote,
hozar
hozar

Свет в небе

Оригинал взят у beloedelo_spb


«Ну, давайте, покажите нам вашего Бога, — скептически ухмыляются прагматики и циники. — Нет-нет, нам очень симпатичен ваш милый праздник. И мы, конечно, выпьем-закусим в честь дня рождения Бога. И подарки дважды в начале Новолетия — приятны. Но теорию эволюции не опровергнуть. Да и часы-квартиры с нанопылью никуда не деть.

Бога нет — и вам это известно».

Бог есть. Но как это объяснить?

Мир соткан из мельчайших первопричин. День начинается с восхода солнца. Хлеб рождается из зернышка. Человек входит в жизнь как плод родительской любви. Христианин становится членом Церкви после крещения. Так разве может мир существовать без первопричины? «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною».

«Может, — скажут скептики. — Так было всегда».

Да и как проверить логически — всегда ли или нет?

И всё-таки Бог есть. Он пришёл к нам младенцем. Его нельзя увидеть или потрогать, но можно почувствовать. Творца являет творчество. Дух необъясним логически.

Как можно объяснить рационально шедевр Веронезе — его «Кану Галилейскую»? Есть ли молекулярная структура у вдохновения? Поддаются ли измерению линейкой или взвешиванию на весах в нашей суетной жизни подлинные красота, правда, милосердие, сострадание, являемые в поступках ближних? Можно ли отметить Рождество Спасителя?..

Нужно почувствовать. Личным опытом.

Зачем был нужен Рождественский Пост?.. Разве Христу важно, чтобы мы мяса не ели? Да нет, конечно. Он хотел бы, чтобы мы друг друга не ели. А Пост нужен для того, чтобы мы перестали греметь, как пустые бочки. Или хотя бы — гремели потише. Посмотрели в себя и подсчитали потери.

Есть в том большой смысл.

Рождество христиане традиционно называют детским праздником.

Взрослый человек замучен не только жизненными неурядицами, конфликтами и трудами в поисках хлеба насущного. Он страдает от цинизма окружающего мира и от уступок, которые приходиться ему делать. Рождество не напоминает, но возвращает нас на миг к естественному состоянию — к искренности, чистоте, радости.

«Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Не о возвращении — к слабоумию, инфантилизму и глуповатости.

И не о превращении в дурачков идет речь (хотя, правда, и детская считалка порой бывает к месту на публичном сборище).

А о пути к искренности и доверительности детской веры, которая во взрослости, увы, так быстро принимает замусоленный характер («Я ж такой замечательный, так и Ты, Господи, уж подай чего-нибудь»). К поиску целостности мироздания, которое живому ребёнку кажется прочным и несокрушимым как родной дом, населенный добрыми родителями, весёлыми книжками, мягкими игрушками и всякими другими хоббитами.

Наше мироздание с юности раскалывает любовь к самому себе.

И с определенного подросткового возраста мир начинает рассыпаться на фрагменты. «Мы всё понимаем, но всё меньше воспринимаем», — подчеркивал протопресвитер Александр Шмеман. С взрослением целостность и умение отдавать себя теряются. Как будто злобный тролль кинул камнем в сверкающее детское зеркало и оно разлетелось на множество осколков. И ещё неплохо, если осколки крупные.

Величие своего маленького «я» не позволяет видеть очевидное и совсем что-то уж неприличное в собственной частной жизни. Как быстро обесценивается легко взятое благо, особенно если оно тебе принесено в дар.

Конечно, неблагодарные дети тоже бывают.

Но неблагодарных взрослых, увы, намного больше.

Так мы ведём себя не только по отношению к ближним, но и к Богу.

Какая уж тут искренность…

И всё же — запах Рождественской ёлки сильнее запаха каждодневной борьбы за существование и состязаний по съедению своего ближнего. Образ новорождённого маленького Христа — это образ неодолимого Добра, беззащитного и трогательного в своём Величии и Истине. Образ, призывающий нас стать заботливыми и милостивыми, научиться преодолевать в себе злобность и мелочность, ведущие к цинизму.

Рождество свидетельствует: отдавать себя нужно.

Никакие тролли не в состоянии разбить зеркало, принадлежащее Богу.

Сила новорождённого Спасителя — не в элитных ангельских полках.

А в искренней беззащитности и открытости для всего мира.

В доверии — каждому из нас.

В установленной связи всего со всем.

В обращении — к сердцу.

В сиянии Вифлеемской звезды, навсегда осветившей темноту.


Христос рождается, — славьте!
Христос с небес, — встречайте!
Христос на земле, — возноситесь!

Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.
Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author