Лучшей иллюстрацией этому послужили действия тех самых валютных спекулянтов, которых Владимир Владимирович обещал приструнить, заявив, что для этого есть все ресурсы. Несмотря на то, что Центробанк за последние два дня вбросил около 1,5 миллиардов долларов на поддержание курса российской валюты, доллар ничуть не упал.
Это — вполне ожидаемая ситуация, когда происходит осознанный перевод ситуации из области конкретного анализа в мифологическое пространство, где мы идём от победы к победе, и весь мир в восторге и ужасе смотрит на нашу торжествующую поступь. Кто хочет — пусть верит. Но те, кто принимают конкретные решения, например, бизнесмены, выводят деньги за границу под весь этот шум. За этот год, похоже, уйдёт 130 миллиардов. Инвестиции остановились, а значит — через год не будет новых рабочих мест, не будет строительства и спроса на бетон, кирпич и прочие материалы, не появится спроса на оборудование и так далее. Так что остаётся только пафосная риторика. Она сама по себе остаётся традиционной, можно послушать ради удовольствия, но к реальной жизни это не имеет никакого отношения.
Никаких важных проблем Путин по существу не затронул. Например, он вообще не коснулся такой темы, как коррупция. Он вообще не коснулся такой темы, как Восток Украины. Он всё больше говорил про Крым, опять же — в мифологических терминах, вроде «сакральный центр» и прочее. Что является отражением сильнейшей деградации системы приоритетов. Потому что в любой культуре есть сакральная составляющая, а есть зафиксированные международными правилами государственные границы. И можно сколько угодно говорить про сакральную важность Гроба Господня, но пытаться его завоевать можно было только в Средние века. А сейчас это — территория независимого государства, и любой, кто попытается силой его захватить, будет признан международным агрессором, и вполне оправданно. Так что в своей риторике Путин опускает общественное сознание России на уровень Средневековья, когда исторические параллели и пафос заменяли правовую культуру.
Есть чётко обозначенное на карте независимое государство Украина. Кому-то его границы нравятся, кому-то нет, кто-то считает, что Хрущёв был пьян, когда отдавал Крым, кто-то считает, что нет, но это всё неважно. Потому что международная практика подразумевает: если соседнее государство, под любым предлогом, вводит туда свои войска, это будет актом агрессии, и никак иначе восприниматься не может, чтобы Путин об этом ни говорил
Дмитрий Орешкин